Я уже признавался, что боюсь летать: об этом можно почитать здесь.
Это может быть удивительно так как летаю я часто, много и в разные концы не только России (в меньшей степени кстати), а в разные концы света
Надо было слетать по делам в Вильнюс и на сайте поиска дешевых авиабилетов нашел и купил билеты на утренний рейс Аэрофлота из Шереметьево в Вильнюс: вылет из Москвы в 8:55, в Вильнюсе в 9:40 — как раз открываются офисы и можно за день решить все вопросы и вечером спокойно отдохнуть в одном из уютных ресторанов Вильнюса
Помню, что удивился этому удобному утреннему рейсу: до этого летал вечерним, неудобным и приземлившись в 22:20 приходилось сразу ехать в отель — терялось продуктивное время.

сухой суперджет 100 отзывы

Боязнь полетов развила во мне чрезвычайную любознательность относительно конструкции и технических характеристик самолетов, которыми приходится летать.
Во время даже легкой турбуленции, когда основная масса пассажиров дремлет или смотрит кино, я изучаю бортовой журнал, который кладется в картам впередистоящего кресла: последние листы этого буклета — авиационный парк компании, сравнивая технические характеристики разных лайнеров лишь с той целью, чтобы загрузить мозг переводом маха в километры/час — в противном случае мозг начинает анализировать звуки двигателей, пытаясь найти в их монотонном гудеже перебои…. Как-то так, Думаю, что я в этом не одинок.

Итак, перед вылетом, регистрируясь на рейс узнаю, что лететь придется на отечественном самолете Сухой Суперджет 100 (вместо привычно абриввеатуры 319/320 увидел что-то типа SSJ и осознал что это)
Сразу же вспоминаю аварию этого самолета в Индонезии. Открываю в поиске по запросу Сухой Суперджет 100 отзывы пассажиров, которые почему-то кучкуются на одноименном сайте сухойсуперджет.инфо
Отзывы положительные из серии: «мы рады что догнали и перегнали»
Делать нечего — в Вильнюсе уже договорился о встречах с людьми и отменять полет не стал

Замечу, что за несколько недель до этого летел на однокласснике Сухого — авиалайнере Embraer-175, который собирают в Бразилии. Поэтому буду сравнивать Сухой Суперджет с Эмбраером 175/190 и, может быть, с канадским Бомбардье (Bombardier CRJ700/900) или европейским А319.
Перелет из Салалы в Маскат (Оман) на Embraer-175 — чтобы не быть голословным — привожу ссылку на свои слова, написанные 3 ноября, за сутки до полета на Сухом. На Бомбардье, кстати, много летал по центральной и южной Америке — поэтому могу сравнивать.

Заходим в Сухой Суперджет (кстати, кто придумал это название?).
Компоновка очень похожа на Эмбраер-175 зигзагом прохода из бизнес в эконом класс. Правда в Эмбраер бизнес имеет формулу 1+2, а эконом 2+2, а Сухой имеет бизнес класс 2+2, а эконом класс 2+3 с более узкими, но все равно удобными сидениями.
Так как зашли мы последними — читайте тонкости полетов в эконом классе в специальной статье — то сели на свободные места в первом ряду эконом класса.
Замечу, что на Сухом Суперджете нет аварийных выходов на крыло и расстояние между рядами в эконом классе одинаково по всему салону. Лишь в первом ряду пространство позволяет с комфортом вытянуть ноги вперед: бизнес и эконом отделяет только занавеска. Перегородки нет.
Итак — лучшие места в эконом классе у Сухого Суперджет 100 на первом ряду эконом класса и эти места при регистрации никому походу не дают — они вроде как зарезервированы. Поэтому используйте уловки описанные в моей статье (ссылка)

сухой суперджет 100 отзывы

Подготовка к полету: тягач отбуксировал лайнер на площадку антигололедной обработки, далее самолет обрызгали незамерзайкой и КВС запустил двигатели.
Самолет завибрировал всем корпусом на средних оборотах и успокоился на высоких.
Разбег и взлет: разбежались бодро и взлетели так же.
Я улавливал вибрации корпуса и слушал звук двигателей. По сравнению с Эмбраер-190 двигатели Сухого работают очень шумно. Для сравнения: Сухой это Жигули, а Эмбраер это Лексус.
Тем более если взять Бомбардье CRJ900 с задним расположением двигателей — их вообще в салоне не слышно… Так — комариный писк.
Но дальше было круче — выход на эшелон: закрылки убрались тихо, как на Эмбраер. Если сравнивать с А-319/320, то можно сказать бесшумно (на эйрбасах вообще гидравлика шумная и у неподготовленных пассажиров звук ее работы может вызвать разрыв сердца)…
И тут, перед маневром поворота звук двигателей у Сухого пропадает. Это было так неожиданно, что до этого дремавшая Икринка инстинктивно сжала мою руку (мы обычно на взлете за руки держимся).
Звук, до этого сотрясающий весь салон — пропал. Длилось это может быть доли секунды, но сердце успело уйти в пятки и вернуться обратно. Спустя долю секунды самолет снова завибрировал, но подобный резкий звуковой дисбаланс повторялся несколько раз пока самолет маневрировал в заданном воздушном коридоре.
У меня возникло ощущение, что сигнал от КВС жмущего на педаль газа (образно конечно про педаль) доходит до мотора с некоторым запозданием.

сухой суперджет 100 отзывы

Набор высоты: после того как погасло табло застегнуть ремни, я решил прогуляться по самолету и проверить туалетную комнату. Поход туда и обратно напомнил мне недавний отдых в санатории и прогулки по терренкуру (в туалет под уклон, из туалета в горку) — самолет набирал высоту и это было очень заметно невооруженным глазом. Возможно стюардессы катающие тележки к носу корабля расскажут лучше о своих ощущениях от фитнеса.

Полет в эшелоне ничем особым не запомнился: ветер был обычным, окружающее воздушное пространство было чистым от облаков и не турбулировало. Правда мне показалось все равно, что самолет не очень устойчив — его мотало и не хвост, который мотает всегда, а именно весь самолет как-то неуверенно рыскал в пространстве.

Снижение: как правило за полчаса до посадки самолет начинает снижаться. Пока не включено табло застегнуть ремни уже становится понятно — нос стремится вниз и двигатели снижают обороты: самолет начинает как бы тормозить свой бег снижая скорость за счет изменения угла атаки планера и собственно планирования.
На всех самолетах это ощущается одинаково: уменьшается гул двигателей, начинает чуть закладывать уши, по ощущениям тела в пространстве нос самолета опускается чуть вниз — он как бы ныряет и пузом с крыльями давит воздух. На Эмбраер, на Зйрбасе, на Боинге… но не на Сухом. Этот самолет начинает дрожать всем корпусом задавливая воздух снизу.
Очень странное ощущение.

сухой суперджет 100 отзывы

А сама посадка проходит обычно, как и на других самолетах: сначала выпускаются закрылки, потом одновременно с шасси доопускаются закрылки и выпускаются предкрылки. Самолет выравнивается перед заходом на ВПП и садится. Далее реверс и тормоз. Все аплодируют…

Замечу, что полет проходил в комфортных погодных условиях: чистое небо, слабый ветер, морозец.
Интересно, как повел бы себя Сухой Суперджет при посадке в аэропорту Буэнос Айреса Джордж Ньюберай — это тот, который на берегу моря. Мы в прошлом году летели с юга Аргентины на Эмбраер-190 и садились ночью при штормовом боковом ветре (ветер был с океана, ВПП в аэропорте Джордж Ньюберай паралельно береговой линии) — вот это был экстрим: самолет почти швыряло в плоский штопор ветром, народ крестился и кричал от страха, я чуть не обос…ся, но самолет после двух заходов сел вполне уверенно во время ветровой паузы. Отмечу, что вибрации не было, двигатели работали ровно при маневрировании и поворотах и вообще — в самолете чувствовался какой-то стержень. Думаю — не дай Бог если бы это был Сухой Суперджет… Хотя может быть я преувеличиваю и предвзят к отечественной технике….

Все написанное выше, написано дилетантом с большим опытом полетов на разных летательных аппаратах от лайнеров гражданской авиации и вертолетов Сикорский, Робинсон, до кукурузника сельхоз-авиации, реактивного и поршневого самолетов в аэрошколах. Поэтому в терминах могу ошибаться. Не судите строго — это всего лишь отзыв…
И последнее: это был мой последний полет на Сухой Суперджет 100, хотя Боинг 737-500 авиакомпании Трансаэро на обратном пути сегодня был еще круче и мимолетно возникло ощущение, что он развалится при посадке — возраст его думаю не один десяток лет…

Если вам понравилась эта статья — поделитесь ссылкой на неё со своими друзьями в соцсетях. Кнопки ниже.


 

5/5 (5)

Оцените эту статью

9 КОММЕНТАРИИ

  1. Спасибо. Информация к размышлениям, как-то, до этой статьи не задумывался на чём лететь…

  2. Летели на сухом в Казань, за день до аварии в Индонезии. Шутили, что мой друг писал программы для управления самолетом. И тут на посадке, нас так заколбасило, самолет словно отрабатывал какие-то алгоритмы, постоянно меняя направление, дергаясь то вниз, то вверх, то направо/налево, причем очень быстро, неплавно. В итоге шасси с правой стороны уехали в траву, на двигателях налетели куски травы. Вообще очень опасная ситуация приземления не на полосу, нам повезло, испугались здорово. Самолет потом аварийно довозили до места стоянки, капитан извинился за неудобства и все(а в бизнес-классе от тряски у кого-то вообще желтая маска вывалилась с кислородом). А на след. день пришли новости об индонезийском лайнере….

  3. Живу в Саратове. Не так давно Саратовские авиалинии приобрели пару б/ушных Embraer E-195. Сама пока на них не летала. Но дочка уже «опробовала» при полёте в Прагу. Впечатления от самолёта хорошие, понравился просторный салон.
    Любуюсь на взлетающие и приземляющиеся самолёты из окна своей квартиры (аэропорт в Саратове находится в черте города). Сразу видно, какой именно летит
    самолёт, по внешнему виду Embraer сильно отличается от Як — ну, это понятно. К тому же окрашены «наши» Embraer-ы в ярко-жёлтый цвет. Смотрятся очень элегантно.

  4. Самолет, который прошел сертификацию может летать и не должен падать. Больше проблем от человеческого фактора. Конечно, после боинга и эйрбаса даже ту-204 так себе, но все же любой самолет безопаснее, чем машина на дороге. Так что здесь срабатывают психология + настрой.

  5. ну и добавлю, что предкрылки выпускаются одновременно с минимальным выпуском закрылков

  6. Пару раз летала на Сухом из Мск в НН и даже не заметила разницы. Первый раз просто уснула.
    А посадка мне и вовсе больше понравилась.
    Аэрофобии нет, к звукам не прислушиваюсь, турбулентность меня мало смущает. Мне страшно только в самолетах Трансаэро, ни одного еще не встретилось приличного.

  7. Сергей, осмелюсь поправить и подсказать. Выпускаются предкрылки, потом закрылки в промежуточное положение, затем шасси и потом закрылки полностью :)

  8. Летаю довольно часто в командировки, были Боинги, Аэрбасы, Тушки, Илы, но нигде так не колбасило как в Суперджете. При посадке грохнулся на полосу так, что сердце в пятки, думал шасси отвалятся. Единственный его плюс, комфортный салон.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.