Я уже признавался, что боюсь летать: об этом можно почитать здесь.
Это может быть удивительно так как летаю я часто, много и в разные концы не только России (в меньшей степени кстати), а в разные концы света
Надо было слетать по делам в Вильнюс и на сайте поиска дешевых авиабилетов нашел и купил билеты на утренний рейс Аэрофлота из Шереметьево в Вильнюс: вылет из Москвы в 8:55, в Вильнюсе в 9:40 — как раз открываются офисы и можно за день решить все вопросы и вечером спокойно отдохнуть в одном из уютных ресторанов Вильнюса
Помню, что удивился этому удобному утреннему рейсу: до этого летал вечерним, неудобным и приземлившись в 22:20 приходилось сразу ехать в отель — терялось продуктивное время.

сухой суперджет 100 отзывы

Боязнь полетов развила во мне чрезвычайную любознательность относительно конструкции и технических характеристик самолетов, которыми приходится летать.
Во время даже легкой турбуленции, когда основная масса пассажиров дремлет или смотрит кино, я изучаю бортовой журнал, который кладется в картам впередистоящего кресла: последние листы этого буклета — авиационный парк компании, сравнивая технические характеристики разных лайнеров лишь с той целью, чтобы загрузить мозг переводом маха в километры/час — в противном случае мозг начинает анализировать звуки двигателей, пытаясь найти в их монотонном гудеже перебои…. Как-то так, Думаю, что я в этом не одинок.

Итак, перед вылетом, регистрируясь на рейс узнаю, что лететь придется на отечественном самолете Сухой Суперджет 100 (вместо привычно абриввеатуры 319/320 увидел что-то типа SSJ и осознал что это)
Сразу же вспоминаю аварию этого самолета в Индонезии. Открываю в поиске по запросу Сухой Суперджет 100 отзывы пассажиров, которые почему-то кучкуются на одноименном сайте сухойсуперджет.инфо
Отзывы положительные из серии: «мы рады что догнали и перегнали»
Делать нечего — в Вильнюсе уже договорился о встречах с людьми и отменять полет не стал

Замечу, что за несколько недель до этого летел на однокласснике Сухого — авиалайнере Embraer-175, который собирают в Бразилии. Поэтому буду сравнивать Сухой Суперджет с Эмбраером 175/190 и, может быть, с канадским Бомбардье (Bombardier CRJ700/900) или европейским А319.
Перелет из Салалы в Маскат (Оман) на Embraer-175 — чтобы не быть голословным — привожу ссылку на свои слова, написанные 3 ноября, за сутки до полета на Сухом. На Бомбардье, кстати, много летал по центральной и южной Америке — поэтому могу сравнивать.

Заходим в Сухой Суперджет (кстати, кто придумал это название?).
Компоновка очень похожа на Эмбраер-175 зигзагом прохода из бизнес в эконом класс. Правда в Эмбраер бизнес имеет формулу 1+2, а эконом 2+2, а Сухой имеет бизнес класс 2+2, а эконом класс 2+3 с более узкими, но все равно удобными сидениями.
Так как зашли мы последними — читайте тонкости полетов в эконом классе в специальной статье — то сели на свободные места в первом ряду эконом класса.
Замечу, что на Сухом Суперджете нет аварийных выходов на крыло и расстояние между рядами в эконом классе одинаково по всему салону. Лишь в первом ряду пространство позволяет с комфортом вытянуть ноги вперед: бизнес и эконом отделяет только занавеска. Перегородки нет.
Итак — лучшие места в эконом классе у Сухого Суперджет 100 на первом ряду эконом класса и эти места при регистрации никому походу не дают — они вроде как зарезервированы. Поэтому используйте уловки описанные в моей статье (ссылка)

сухой суперджет 100 отзывы

Подготовка к полету: тягач отбуксировал лайнер на площадку антигололедной обработки, далее самолет обрызгали незамерзайкой и КВС запустил двигатели.
Самолет завибрировал всем корпусом на средних оборотах и успокоился на высоких.
Разбег и взлет: разбежались бодро и взлетели так же.
Я улавливал вибрации корпуса и слушал звук двигателей. По сравнению с Эмбраер-190 двигатели Сухого работают очень шумно. Для сравнения: Сухой это Жигули, а Эмбраер это Лексус.
Тем более если взять Бомбардье CRJ900 с задним расположением двигателей — их вообще в салоне не слышно… Так — комариный писк.
Но дальше было круче — выход на эшелон: закрылки убрались тихо, как на Эмбраер. Если сравнивать с А-319/320, то можно сказать бесшумно (на эйрбасах вообще гидравлика шумная и у неподготовленных пассажиров звук ее работы может вызвать разрыв сердца)…
И тут, перед маневром поворота звук двигателей у Сухого пропадает. Это было так неожиданно, что до этого дремавшая Икринка инстинктивно сжала мою руку (мы обычно на взлете за руки держимся).
Звук, до этого сотрясающий весь салон — пропал. Длилось это может быть доли секунды, но сердце успело уйти в пятки и вернуться обратно. Спустя долю секунды самолет снова завибрировал, но подобный резкий звуковой дисбаланс повторялся несколько раз пока самолет маневрировал в заданном воздушном коридоре.
У меня возникло ощущение, что сигнал от КВС жмущего на педаль газа (образно конечно про педаль) доходит до мотора с некоторым запозданием.

сухой суперджет 100 отзывы

Набор высоты: после того как погасло табло застегнуть ремни, я решил прогуляться по самолету и проверить туалетную комнату. Поход туда и обратно напомнил мне недавний отдых в санатории и прогулки по терренкуру (в туалет под уклон, из туалета в горку) — самолет набирал высоту и это было очень заметно невооруженным глазом. Возможно стюардессы катающие тележки к носу корабля расскажут лучше о своих ощущениях от фитнеса.

Полет в эшелоне ничем особым не запомнился: ветер был обычным, окружающее воздушное пространство было чистым от облаков и не турбулировало. Правда мне показалось все равно, что самолет не очень устойчив — его мотало и не хвост, который мотает всегда, а именно весь самолет как-то неуверенно рыскал в пространстве.

Снижение: как правило за полчаса до посадки самолет начинает снижаться. Пока не включено табло застегнуть ремни уже становится понятно — нос стремится вниз и двигатели снижают обороты: самолет начинает как бы тормозить свой бег снижая скорость за счет изменения угла атаки планера и собственно планирования.
На всех самолетах это ощущается одинаково: уменьшается гул двигателей, начинает чуть закладывать уши, по ощущениям тела в пространстве нос самолета опускается чуть вниз — он как бы ныряет и пузом с крыльями давит воздух. На Эмбраер, на Зйрбасе, на Боинге… но не на Сухом. Этот самолет начинает дрожать всем корпусом задавливая воздух снизу.
Очень странное ощущение.

сухой суперджет 100 отзывы

А сама посадка проходит обычно, как и на других самолетах: сначала выпускаются закрылки, потом одновременно с шасси доопускаются закрылки и выпускаются предкрылки. Самолет выравнивается перед заходом на ВПП и садится. Далее реверс и тормоз. Все аплодируют…

Замечу, что полет проходил в комфортных погодных условиях: чистое небо, слабый ветер, морозец.
Интересно, как повел бы себя Сухой Суперджет при посадке в аэропорту Буэнос Айреса Джордж Ньюберай — это тот, который на берегу моря. Мы в прошлом году летели с юга Аргентины на Эмбраер-190 и садились ночью при штормовом боковом ветре (ветер был с океана, ВПП в аэропорте Джордж Ньюберай паралельно береговой линии) — вот это был экстрим: самолет почти швыряло в плоский штопор ветром, народ крестился и кричал от страха, я чуть не обос…ся, но самолет после двух заходов сел вполне уверенно во время ветровой паузы. Отмечу, что вибрации не было, двигатели работали ровно при маневрировании и поворотах и вообще — в самолете чувствовался какой-то стержень. Думаю — не дай Бог если бы это был Сухой Суперджет… Хотя может быть я преувеличиваю и предвзят к отечественной технике….

Все написанное выше, написано дилетантом с большим опытом полетов на разных летательных аппаратах от лайнеров гражданской авиации и вертолетов Сикорский, Робинсон, до кукурузника сельхоз-авиации, реактивного и поршневого самолетов в аэрошколах. Поэтому в терминах могу ошибаться. Не судите строго — это всего лишь отзыв…
И последнее: это был мой последний полет на Сухой Суперджет 100, хотя Боинг 737-500 авиакомпании Трансаэро на обратном пути сегодня был еще круче и мимолетно возникло ощущение, что он развалится при посадке — возраст его думаю не один десяток лет…

comments powered by HyperComments
владимир мантров
2014-11-07 12:45:11
Спасибо. Информация к размышлениям, как-то, до этой статьи не задумывался на чём лететь...
Юлия Муравьева
2014-11-07 19:26:15
Летели на сухом в Казань, за день до аварии в Индонезии. Шутили, что мой друг писал программы для управления самолетом. И тут на посадке, нас так заколбасило, самолет словно отрабатывал какие-то алгоритмы, постоянно меняя направление, дергаясь то вниз, то вверх, то направо/налево, причем очень быстро, неплавно. В итоге шасси с правой стороны уехали в траву, на двигателях налетели куски травы. Вообще очень опасная ситуация приземления не на полосу, нам повезло, испугались здорово. Самолет потом аварийно довозили до места стоянки, капитан извинился за неудобства и все(а в бизнес-классе от тряски у кого-то вообще желтая маска вывалилась с кислородом). А на след. день пришли новости об индонезийском лайнере....
Галина Чернышова
2014-11-07 21:34:27
Живу в Саратове. Не так давно Саратовские авиалинии приобрели пару б/ушных Embraer E-195. Сама пока на них не летала. Но дочка уже "опробовала" при полёте в Прагу. Впечатления от самолёта хорошие, понравился просторный салон. Любуюсь на взлетающие и приземляющиеся самолёты из окна своей квартиры (аэропорт в Саратове находится в черте города). Сразу видно, какой именно летит самолёт, по внешнему виду Embraer сильно отличается от Як - ну, это понятно. К тому же окрашены "наши" Embraer-ы в ярко-жёлтый цвет. Смотрятся очень элегантно.
Mikhail Kobzar
2014-11-08 10:22:05
Самолет, который прошел сертификацию может летать и не должен падать. Больше проблем от человеческого фактора. Конечно, после боинга и эйрбаса даже ту-204 так себе, но все же любой самолет безопаснее, чем машина на дороге. Так что здесь срабатывают психология + настрой.
Рудольф Долгорукий
2014-11-19 10:04:20
ну и добавлю, что предкрылки выпускаются одновременно с минимальным выпуском закрылков
Natalia Vavilova
2014-11-21 18:38:36
Пару раз летала на Сухом из Мск в НН и даже не заметила разницы. Первый раз просто уснула. А посадка мне и вовсе больше понравилась. Аэрофобии нет, к звукам не прислушиваюсь, турбулентность меня мало смущает. Мне страшно только в самолетах Трансаэро, ни одного еще не встретилось приличного.
Pavel Tretyakov
2014-11-24 17:56:52
Сергей, осмелюсь поправить и подсказать. Выпускаются предкрылки, потом закрылки в промежуточное положение, затем шасси и потом закрылки полностью :)
San Nov
2015-03-21 23:26:45
статистика пугает . такое ощущение, что выпустили недоработанную модель. http://ria.ru/spravka/20140225/996901639.html
Виталий Кузнецов
2015-10-08 13:37:44
Летаю довольно часто в командировки, были Боинги, Аэрбасы, Тушки, Илы, но нигде так не колбасило как в Суперджете. При посадке грохнулся на полосу так, что сердце в пятки, думал шасси отвалятся. Единственный его плюс, комфортный салон.